Сайт Малько Александра.

Поэзия , проза и т.д.

Раздел находится в разработке. Будет меняться структура и состав. Сквозь магический кристалл с трудом различаю , что из всего этого в результате получится. Здесь буду размещать все что понравилось самому , что мог бы порекомендовать своим друзьям для прочтения. Ну и свое что-нибудь , если будет появляться ;)

Пока предварительно помещаю свое небольшое историческое эссе , одно свое стихотворение , два Марины Цветаевой , три Осипа Мандельштама , одно Бориса Пастернака, одно Валерия Брюсова ну и "Илиаду" и "Одиссею" Гомера. Послушай , Александр , неплохая компания , не правда ли ? ;)

 

Стихотворение было написано в 1995 году , когда Бог Библии избавил меня от употребления алкоголя - с 1 июля 1995 года я не пью спиртное абсолютно (ни пива , ни шампанского , вот уже почти 12 лет). Некую угловатость фраз , стиля и форм вполне осознаю . Сейчас , наверное , так бы не написал - но что было , то было. Хочется зафиксировать историю. Остановись , мгновение !

(12 декабря , 2012 . Услышал недавно очень хорошую фразу: "Тот кто не погибал , не понимает и не чувствует, что такое Спасение и для чего оно нужно.")

 

Темный, душащий смрад

Тучи черные - смерть

Влево шаг - липкий ад

Вправо шаг - гроба твердь

 

Я иду как слепой

Вот уж близок конец...

Бездны пасть предо мной

Здравствуй, демон - дворец

 

Хватит душу тянуть !

Все равно я уж твой...

Дай, на память взгляну ,

В лик знакомый земной

 

О, мир мук , ухожу !

Жизнь,любовь - как во сне

Никого не сужу ,

И простите вы мне :

 

Что родившись в грехе

Так и жил не борясь

Плыл по сладкой реке

Бога вымарав в страсть

 

Ни о чём мне не жаль...

Только режет глаза...

И могильную даль

Осветила слеза

 

Зарыдал - и упал

И молился , как мог

Тьмы затрясся вассал

И подвигся чертог

 

И сквозь черные тучи

Луч света проник

И на мрачные кручи

Излил Божий лик

 

И с небес Всадник Светлый

Взгремел , всё круша

И средь мертвого пепла

Восстала душа.

1995 г.

 

 

Небольшое историческое эссе было написано в 1996 году . В нем есть слабые места, но есть и вполне неплохие моменты и наблюдения. Читая его сейчас , понимаю , что сейчас бы я каких-то моментов не коснулся вообще , что-то написал бы по-другому , но опять же , что было то было , хочется зафиксировать убегающее время. Некоторые моменты не будут понятны , если не вспомнить политический контекст того года - выборы президента России , первая чеченская война и т.д.

 

Эссе : Античная литература о России и не только...(Загрузить 20 Кб)

 

( Из словаря : Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих "Опытах" (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным оттенком торжественности - проповеди Дж.Донна. Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-"метафизик" А. Коули (1618-1667), автор "Некоторых рассуждений в форме эссе"; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.

В 18-19 вв. Э. - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина ("Путешествие из Москвы в Петербург"), А. И. Герцена ("С того берега"), Ф. М. Достоевского ("Дневник писателя"). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.

В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки. )

 

 

Марина Цветаева.

ДОН

1

Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.

 

Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.

 

Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...

 

Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.

24 марта 1918

P.S. Для тех , кто может быть не знает. Вандея - это область во Франции, где во время Великой Французской революции в 1793 году был потоплен в крови анти-революционный мятеж крестьян и аристократии.

 

 

 Марина Цветаева.

Кровных коней запрягайте в дровни!
Графские вина пейте из луж!
Единодержцы штыков и душ!
Распродавайте - на вес - часовни,
Монастыри - с молотка - на слом.
Рвитесь на лошади в Божий дом!
Перепивайтесь кровавым пойлом!

 

Стойла - в соборы! Соборы - в стойла!
В чертову дюжину - календарь!
Нас под рогожу за слово: царь!

 

Единодержцы грошей и часа!
На куполах вымещайте злость!
Распродавая нас всех на мясо,
Раб худородный увидит - Расу:
Черная кость - белую кость.

Москва. 2 марта 1918
Первый день весны.

 

 

О.Э. Мандельштам

(имя при рождении — Иосиф; 

(3 (15) января 1891 Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка во Владивостоке). Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть Узора милого не зачеркнуть.

1909

 

 


Предыдущее стихотворение Мандельштам написал , когда ему было 18 лет.
За следующее стихотворение О.Мандельштама по сути уничтожили в лагере в 1938г.
Надо обладать большим мужеством , чтобы написать подобное стихотворение в такое время.
Услышав это стихотворение ,Пастернак сказал Мандельштаму :
"Это не поэзия , это самоубийство". 

Какие точно найденные слова: "тонкошеих" вождей; "бабачит"; "тычет".
"..слова, как пудовые гири..." - бесподобное стихотворение. Виден великий мастер.
(в дополнение: вместо строк "Как подкову, кует..." ,я встречал "Как подкову, дарит...")-
второй вариант со словом "дарит" мне кажется более лучшим: дарит, облагодетельствует 
своими указами слепо преданное население. 
  
О.Мандельштам.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,  
А где хватит на полразговорца,  
Там припомнят кремлёвского горца.
 

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны, 
Тараканьи смеются усища, 
И сияют его голенища.  
  
А вокруг него сброд тонкошеих вождей, 
Он играет услугами полулюдей.  
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, 
Он один лишь бабачит и тычет,
 
Как подкову, кует за указом указ:   
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.  
Что ни казнь у него - то малина 
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933

 

Воронеж - мой родной город, я прожил там 23 года. 
Мандельштам был там в ссылке и вот что написал об этом городе.
 

О.Мандельштам.

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь,- 
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.
Апрель 1935

 

 

Вспоминаем неувядающий, актуальный каждый Новый год фильм Эльдара Рязанова 
"Ирония судьбы..." и читаем. Пастернак очень лиричный поэт.
Недавно (март 2009) прочитал книгу из серии ЖЗЛ Д.Быкова "Борис Пастернак". 
Всем друзьям рекомендую.


Б.Пастернак.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один  
Зимний день в сквозном проеме  
Незадернутых гардин.    

Только белых мокрых комьев  
Быстрый промельк моховой,  
Только крыши, снег, и, кроме  
Крыш и снега, никого.    

И опять зачертит иней,  
И опять завертит мной  
Прошлогоднее унынье  
И дела зимы иной.    

И опять кольнут доныне  
Неотпущенной виной,  
И окно по крестовине  
Сдавит голод дровяной.    

Но нежданно по портьере  
Пробежит сомненья дрожь,-  
Тишину шагами меря.  
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери  
В чем-то белом, без причуд,  
В чем-то, впрямь из тех материй,  
Из которых хлопья шьют.
1931

 

 

 

Валерий Брюсов
МИР ЭЛЕКТРОНА

Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!

 

 

Николай Заболоцкий . Птичий двор

 

Скачет, свищет и бормочет
Многоликий птичий двор.
То могучий грянет кочет,
То индеек взвизгнет хор.


В бесшабашном этом гаме,
В писке маленьких цыплят
Гуси толстыми ногами
Землю важно шевелят.


И шатаясь с боку на бок,
Через двор наискосок,
Перепонки красных лапок
Ставят утки на песок.


Будь бы я такая птица,—
Весь пылая, весь дрожа,
Поспешил бы в небо взвиться,
Ускользнув из-под ножа!


А они, не веря в чудо,
Вечной заняты едой,
Ждут, безумные, покуда
Распростятся с головой.

 

Философский спор


Вечный гам и вечный топот,
Вечно глупый, важный вид.
Им, как видно, жизни опыт
Ни о чем не говорит.


Их сердца послушно бьются
По желанию людей,
И в душе не отдаются
Крики вольных лебедей.

1957г.


Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – Заболоцкий хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .

 

Предыдущее и следующее стихотворения Николая Заболцкого написаны в интересной форме. Сначала следует некое наблюдение-описание некого случая/явления, а потом следует очень краткий афористичный философский анализ этого наблюдения.

     

Николай Заболоцкий

 

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955г.

 
Репрессии 30-х годов. Можно это передать документом , детальным прозаическим повествованием .
А можно поэзией. Как же это написано(!) , какое давление чувствуется на человека: "так глотай же   скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток." И ожидание дорогих гостей , "шевеля кандалами дверных цепочек" - только гений может передать дух десятилетия страны маленьким стихотворением.
Осип Мандельштам
 

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930

Николай Рубцов (1936-1971)
 

ЛАСТОЧКА

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

 

Вот это стихотворение Николая Рубцова не мог здесь не поместить , так как стихотворение великолепное и гениальное 
по своей простоте , хотя к теме сайта имеет наверное немного отношения. Итак , стихотворение КОЗА :

 

КОЗА

 

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ. —
Как не стыдно тебе, егоза?
И КОЗА ОПУСТИЛА ГЛАЗА. (!!! Выделено мною - какая находка !)
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.

 

Николай Рубцов прожил всего 35 лет , трагически погиб 18 января 1971 года ,
 подробнее можно прочитать здесь http://rubtsov.id.ru/derbina/urkin.htm

 

 

Н.Гумилев

 

Вечное (Я в коридоре дней сомкнутых…)

 

Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот;

 

Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!

 

Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.

 

И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине, —
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;

 

Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, —
Положит посох, обернется
И скажет просто: «мы пришли».

 

Осень 1911 года

 

 

Пушкин

 

Пророк

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, --  

 И их наполнил шум и звон:  

И внял я неба содроганье,   

И горний ангелов полет,   

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.  

И он к устам моим приник,  

И вырвал грешный мой язык,   

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи   

В уста замершие мои   

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,  

И угль, пылающий огнем,   

Во грудь отверстую водвинул.   

Как труп в пустыне я лежал,   

И Бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,  

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

 

 

Вот очень хорошее стихотворение современного христианского поэта.

 

Наталья Щеглова

Детдом

Серые стены,
мрачный забор,
Детства поруганного позор,
Окна ослепли от пролитых слез,
Вот он –
тот страшный детдом,
Где я рос.
Голод в душе,
казарма, муштра…
К замку сиротства
привыкнуть пора,
Нам говорят,
что отца у нас нет,
Он-де легенда и выдумка,
бред…
Стопы бумажных дел перерыв,
Я обращаюсь
в библейский архив,
С дрожью несу я
страницы к лицу,
Кто мне поможет
вернуться к отцу?
…Наша Земля –
огромный детдом,
Пусты глазницы
озонных окон,
В этом детдоме
разбитых сердец
Ищет тебя
твой Небесный Отец.


 

Гомер. Илиада.

 

Гомер. Одиссея

 

 

 

Используются технологии uCoz