Раздел находится в разработке. Будет меняться структура и состав. Сквозь магический кристалл с трудом различаю , что из всего этого в результате получится. Здесь буду размещать все что понравилось самому , что мог бы порекомендовать своим друзьям для прочтения. Ну и свое что-нибудь , если будет появляться ;)
Пока предварительно помещаю свое небольшое историческое эссе , одно свое стихотворение , два Марины Цветаевой , три Осипа Мандельштама , одно Бориса Пастернака, одно Валерия Брюсова ну и "Илиаду" и "Одиссею" Гомера. Послушай , Александр , неплохая компания , не правда ли ? ;)
Стихотворение было написано в 1995 году , когда Бог Библии избавил меня от употребления алкоголя - с 1 июля 1995 года я не пью спиртное абсолютно (ни пива , ни шампанского , вот уже почти 12 лет). Некую угловатость фраз , стиля и форм вполне осознаю . Сейчас , наверное , так бы не написал - но что было , то было. Хочется зафиксировать историю. Остановись , мгновение !
(12 декабря , 2012 . Услышал недавно очень хорошую фразу: "Тот кто не погибал , не понимает и не чувствует, что такое Спасение и для чего оно нужно.")
Темный, душащий смрад
Тучи черные - смерть
Влево шаг - липкий ад
Вправо шаг - гроба твердь
Я иду как слепой
Вот уж близок конец...
Бездны пасть предо мной
Здравствуй, демон - дворец
Хватит душу тянуть !
Все равно я уж твой...
Дай, на память взгляну ,
В лик знакомый земной
О, мир мук , ухожу !
Жизнь,любовь - как во сне
Никого не сужу ,
И простите вы мне :
Что родившись в грехе
Так и жил не борясь
Плыл по сладкой реке
Бога вымарав в страсть
Ни о чём мне не жаль...
Только режет глаза...
И могильную даль
Осветила слеза
Зарыдал - и упал
И молился , как мог
Тьмы затрясся вассал
И подвигся чертог
И сквозь черные тучи
Луч света проник
И на мрачные кручи
Излил Божий лик
И с небес Всадник Светлый
Взгремел , всё круша
И средь мертвого пепла
Восстала душа.
1995 г.
Небольшое историческое эссе было написано в 1996 году . В нем есть слабые места, но есть и вполне неплохие моменты и наблюдения. Читая его сейчас , понимаю , что сейчас бы я каких-то моментов не коснулся вообще , что-то написал бы по-другому , но опять же , что было то было , хочется зафиксировать убегающее время. Некоторые моменты не будут понятны , если не вспомнить политический контекст того года - выборы президента России , первая чеченская война и т.д.
Эссе : Античная литература о России и не только...(Загрузить 20 Кб)
( Из словаря : Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих "Опытах" (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным оттенком торжественности - проповеди Дж.Донна. Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-"метафизик" А. Коули (1618-1667), автор "Некоторых рассуждений в форме эссе"; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.
В 18-19 вв. Э. - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).
Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина ("Путешествие из Москвы в Петербург"), А. И. Герцена ("С того берега"), Ф. М. Достоевского ("Дневник писателя"). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.
В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки. )
Марина Цветаева.
ДОН
1
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.
24 марта 1918
P.S. Для тех , кто может быть не знает. Вандея - это область во Франции, где во время Великой Французской революции в 1793 году был потоплен в крови анти-революционный мятеж крестьян и аристократии.
Марина Цветаева.
Кровных коней запрягайте в дровни!
Графские вина пейте из луж!
Единодержцы штыков и душ!
Распродавайте - на вес - часовни,
Монастыри - с молотка - на слом.
Рвитесь на лошади в Божий дом!
Перепивайтесь кровавым пойлом!
Стойла - в соборы! Соборы - в стойла!
В чертову дюжину - календарь!
Нас под рогожу за слово: царь!
Единодержцы грошей и часа!
На куполах вымещайте злость!
Распродавая нас всех на мясо,
Раб худородный увидит - Расу:
Черная кость - белую кость.
Москва. 2 марта 1918
Первый день весны.
(имя при рождении — Иосиф;1909(3 (15) января 1891 Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка во Владивостоке). Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть Узора милого не зачеркнуть.
Предыдущее стихотворение Мандельштам написал , когда ему было 18 лет. За следующее стихотворение О.Мандельштама по сути уничтожили в лагере в 1938г. Надо обладать большим мужеством , чтобы написать подобное стихотворение в такое время. Услышав это стихотворение ,Пастернак сказал Мандельштаму : "Это не поэзия , это самоубийство". Какие точно найденные слова: "тонкошеих" вождей; "бабачит"; "тычет". "..слова, как пудовые гири..." - бесподобное стихотворение. Виден великий мастер. (в дополнение: вместо строк "Как подкову, кует..." ,я встречал "Как подкову, дарит...")- второй вариант со словом "дарит" мне кажется более лучшим: дарит, облагодетельствует своими указами слепо преданное население. О.Мандельштам. Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.Ноябрь 1933
Воронеж - мой родной город, я прожил там 23 года. Мандельштам был там в ссылке и вот что написал об этом городе. О.Мандельштам. Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь,- Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.Апрель 1935
Вспоминаем неувядающий, актуальный каждый Новый год фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы..." и читаем. Пастернак очень лиричный поэт. Недавно (март 2009) прочитал книгу из серии ЖЗЛ Д.Быкова "Борис Пастернак". Всем друзьям рекомендую. Б.Пастернак. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.1931
Валерий Брюсов
МИР ЭЛЕКТРОНА
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
Николай Заболоцкий . Птичий двор
Скачет, свищет и бормочет
В бесшабашном этом гаме,
В писке маленьких цыплят
Гуси толстыми ногами
Землю важно шевелят.
И шатаясь с боку на бок,
Через двор наискосок,
Перепонки красных лапок
Ставят утки на песок.
Будь бы я такая птица,—
Весь пылая, весь дрожа,
Поспешил бы в небо взвиться,
Ускользнув из-под ножа!
А они, не веря в чудо,
Вечной заняты едой,
Ждут, безумные, покуда
Распростятся с головой.
Вечный гам и вечный топот,
Вечно глупый, важный вид.
Им, как видно, жизни опыт
Ни о чем не говорит.
Их сердца послушно бьются
По желанию людей,
И в душе не отдаются
Крики вольных лебедей.
1957г.
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – Заболоцкий хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Предыдущее и следующее стихотворения Николая Заболцкого написаны в интересной форме. Сначала следует некое наблюдение-описание некого случая/явления, а потом следует очень краткий афористичный философский анализ этого наблюдения.
Николай Заболоцкий |
|
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА 1955г. |
Репрессии 30-х годов. Можно это передать документом , детальным прозаическим повествованием . А можно поэзией. Как же это написано(!) , какое давление чувствуется на человека: "так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток." И ожидание дорогих гостей , "шевеля кандалами дверных цепочек" - только гений может передать дух десятилетия страны маленьким стихотворением.
Осип Мандельштам | ||
ЛЕНИНГРАД Декабрь 1930 |
Николай Рубцов (1936-1971) | ||
ЛАСТОЧКА
|
Вот это стихотворение Николая Рубцова не мог здесь не поместить , так как стихотворение великолепное и гениальное по своей простоте , хотя к теме сайта имеет наверное немного отношения. Итак , стихотворение КОЗА :
КОЗА
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ. —
Как не стыдно тебе, егоза?
И КОЗА ОПУСТИЛА ГЛАЗА. (!!! Выделено мною - какая находка !)
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.
Николай Рубцов прожил всего 35 лет , трагически погиб 18 января 1971 года , подробнее можно прочитать здесь http://rubtsov.id.ru/derbina/urkin.htm
Н.Гумилев
Вечное (Я в коридоре дней сомкнутых…)
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот;
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине, —
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, —
Положит посох, обернется
И скажет просто: «мы пришли».
Осень 1911 года
Пушкин
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, --
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Вот очень хорошее стихотворение современного христианского поэта.
Наталья Щеглова
Детдом
Серые стены,
мрачный забор,
Детства поруганного позор,
Окна ослепли от пролитых слез,
Вот он –
тот страшный детдом,
Где я рос.
Голод в душе,
казарма, муштра…
К замку сиротства
привыкнуть пора,
Нам говорят,
что отца у нас нет,
Он-де легенда и выдумка,
бред…
Стопы бумажных дел перерыв,
Я обращаюсь
в библейский архив,
С дрожью несу я
страницы к лицу,
Кто мне поможет
вернуться к отцу?
…Наша Земля –
огромный детдом,
Пусты глазницы
озонных окон,
В этом детдоме
разбитых сердец
Ищет тебя
твой Небесный Отец.